Полиэтиленовая и полипропиленовая пленки
Существует немало различных упаковочных материалов. Для продуктов питания чаще всего применяется полиэтиленовая пленка либо полипропиленовая.
Нередко встречаются и комбинированные варианты (ламинаты) по схеме «полипропилен / полипропилен» или «полиэтилен / полипропилен», с полиграфической печатью между слоями. Из 1 кг подобной пленки выходит около 280 пакетов, в каждый из которых можно насыпать до 1 кг сыпучих продуктов. И не только сыпучих. Молоко, кефир, сметану и много других наименований тоже предлагают в пакетах. И не только продуктов. Небольшие по размерам устройства и узлы пищевой промышленности, такие как молочная муфта, детали доильного оборудования и молочных такси, реагенты для анализаторов молока, устройства учета молока и прочее тоже поставляются (или, по крайней мере, могут поставляться) в полиэтиленовой пленке.
С полиэтиленом работать проще и дешевле. Агрегаты, использующие для упаковки данную пленку, оборудованы системами импульсного нагрева сварных элементов. Они стоят заметно меньше, чем машины для пропиленовой пленки, у которых нагрев постоянный. С другой стороны, давно замечено, что из двух одинаковых товаров в разной обертке, лежащих на прилавке супермаркета, в четырех случаях из пяти покупатель возьмет тот, который в полипропилене. Причина проста. Полипропиленовая пленка более прозрачная, чем полиэтиленовая. Да и, с точки зрения эстетики, товар в ней выглядит лучше. Особенно, если на нее нанесен тематический рисунок.
Недостаток пленки из полипропилена – небольшая механическая прочность. Полипропиленовый пакет от лишнего веса часто лопается. А, если зацепится за угол какого-либо предмета, то рвется. Плохо и то, что рисунок, нанесенный на его поверхность, недолговечен, быстро стирается.
Многослойная пленка, по сравнению с полипропиленовым или полиэтиленовым пакетом, более эластичная и прочная. Рисунок наносится между слоями, а потому, в отличие от поверхностной печати на однослойном мешочке, не вытирается. Правда, она стоит дороже. Поэтому, среди отечественных производителей пищевой продукции, данный вид упаковки выбирают, в основном, крупные компании, с большим оборотным капиталом, раскрученным брендом и солидным перечнем постоянных клиентов. Тогда как в Западной Европе ламинаты применяются в 90% случаев.
При выборе материала для изготовления упаковки, принимаются во внимание особенности товара. Для хлеба или овощей лучше взять одноразовую «дышащую» stretch пленку из поливинилхлорида. Она способна пропускать внутрь кислород, а наружу – водяной пар, устойчива к проколам и продавливаниям. Это продлевает срок хранения содержимого и сохраняет привлекательный внешний вид. Если же требуется пакет для муки, при влажности перед фасовкой в диапазоне от 12 до 16%, то использовать полимерную пленку не желательно. В таких мешочках продукт заплесневеет через неделю.
Требования по оформлению упаковки
В отношении дизайна, требования к упаковке пищевой продукции делятся на три категории:
- Основные. Обеспечивают выполнение производственных задач. А также – условий по транспортировке продукта покупателям, охране окружающей среды и самого товара.
- Дополнительные: потребительские, информационные и рекламные.
- Эстетические. Гармонизируют запросы в отношении внешнего вида продукции с утилитарными нормами. Товар должен быть не только функциональным, но и привлекательным.
Приведенная выше градация во многом условна. Тем не менее, она позволяет расставить приоритеты. Чтобы упаковка продуктов работала на достижение коммерческого успеха, ее дизайн должен обеспечивать решение следующих задач:
- Способствовать популяризации бренда и поддерживать репутацию компании.
- Соответствовать технологиям реализации товара.
- Стимулировать покупку. Не редки случаи, когда новое изделие берут, в первую очередь, из-за красочной обертки.
- Оформление должно быть простым, понятным и привлекательным.
- Себестоимость изготовления упаковки – невысокая, чтобы гарантировать приемлемую цену для потребителей.
Эти условия не требуют особых пояснений. Особенно последнее – трудно представить, что человек согласится купить, например, мясной полуфабрикат или емкость из нержавеющей стали, если будет знать, что цена упаковки товара составляет 15 – 20% общей стоимости. Форму и размер упаковки продуктов питания надо разрабатывать с учетом способов их выкладки на витрине. Конструкция должна обеспечивать свободный доступ покупателя к изделию, а также быстрое считывание информации. Относительно товаров повседневного спроса действует правило – упаковка делается нейтральной, простой и гармоничной, без всяких изысков и дизайнерских излишеств. Чтобы потребитель мог быстро выбрать то, что ему нужно, среди большого разнообразия ассортимента, надо продумать цветовое решение пакета.
По размеру, цвету, форме и внешнему оформлению упаковка должна соответствовать находящемуся в ней продукту. Для товаров повседневного спроса, таких как хлеб, сахар, мука или макаронные изделия, пакеты из любого материала делаются простыми и дешевыми, без тиснения, металлизации, дорогой многокрасочной (на 6 или 8 цветов) печати.
Конструкция порционной упаковки любого продукта определяется согласно количеству его одноразового потребления на 1 человека.
Для более крупных объемов расчет ведется по потребности средней семьи (3 человека) за период, равный ½ срока годности товара.
Текст на пакете обязан содержать всю необходимую информацию о свойствах продукции, ее хранению и особенностях использования. Более точные требования прописаны в ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя» и Законе РФ «О защите прав потребителей».
Размер шрифта выбирается, в зависимости от возможностей оформления. В первую очередь – от размеров пакета и количества размещаемой на нем информации. При весе продукта до 50 г принимаются шрифты до 6 кегля включительно. Если масса составляет от 50 до 200 г, то до 8 кегля, от 200 до 1000 г – до 10 кегля, больше 1 кг – до 12 кегля.